В данной статье мы продолжим рассматривать нововведения, касающиеся валютных резидентов, уточним актуальные изменения в законодатальстве РФ по данной проблематике, а так же проанализируем, насколько они "жизнеспособны" в имеющихся реалиях.
Обязанности валютного резидента
В соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. За неисполнение данного требования предусмотрен штраф в размере до 5000 рублей.
Так же, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О Правилах представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", валютный резидент получает новую обязанность. Физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Срок подачи документов: до 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Ответственность валютного резидента
Согласно "Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016г., повторный штраф за непредставление ежегодной отчетности и подтверждающих банковских документов в налоговый орган по месту жительства установлен в размере 20 тысяч рублей.
При этом – парадокс! — Правила не требуют вместе с отчетом "о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации" предоставить банковские документы, подтверждающие данные в отчете! Выбор, предоставить или нет такие бумаги, остается за резидентом, то есть, его правом, а отнюдь не обязанностью. Однако, если налоговый орган в рамках мероприятий валютного контроля запросит эти бумаги, резидент уже будет обязан их предоставить.
Так же достаточно четко обозначена ответственность за совершение незаконных валютных операций. При этом, согласно части I статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, под незаконные подпадают и такие, например, как: зачисление на свой иностранный счет средств от продажи недвижимости, без первичного зачисления этих средств на счет в уполномоченном российском банке — караются штрафом в размере от 75 до 100 процентов от ее суммы.
Риски валютного резидента
20 июня 2014, в Закон "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами" был внесен ряд правок, основной их которых мы выделяем статью 6: "Особенности взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с иностранными организациями финансового рынка". В ней говорится следующее: "Иностранные организации финансового рынка, расположенные за пределами территории Российской Федерации, обязаны сообщать о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по установленной им форме".
И снова можно утверждать, что данная норма парадоксальна: ни один иностранный банк, не имеющий присутствия на территории РФ, и не ведущий в России деятельность, не может и не будет нарушать банковскую тайну государства своего нахождения, при отсутствии у него соответствующего специального международного соглашения с Российской Федерацией.
То есть, российская налоговая служба ни фактически, ни в теории – никак – не может самостоятельно получить информацию о валютных нарушениях. Только если сам нарушитель ее не пожелает предоставить!
Интересно и то, что в действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях, привлечение к ответственности нарушителя валютного законодательства возможно лишь в течение года с момента совершения правонарушения. Из абзаца выше мы понимаем, что это невозможно. Вероятно стараясь залатать прорехи в законе, с 2017 года срок давности привлечения увеличится до двух лет, впрочем об эффективности этой меры судить пока сложно.
Амнистия капитала – миф или возможность?
Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (претерпевший ряд редакций от 05.04.2016) "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный и внедренный лично Президентом России Владимиром Путиным, может оказаться полезным только нарушителям валютного законодательства, причем тем из них, кто совершал незаконные валютные операции с наказанием штрафом в размере 100% от суммы операции, и только тем нарушителям, кто связывает свое постоянное проживание именно с Россией. Для таких лиц подача специальной декларации – возможность защитить свои денежные средства от изъятия российскими властями при их переводе из иностранного банка в российский.
Открытие счетов в зарубежных банках
Воспользуетесь услугой DOCTOR DOMUS™ Открытие счетов в зарубежных банках и получите компетентную консультацию о том, что нужно делать и чего не надо делать при владении и пользовании зарубежным счетом, а также как оптимизировать ваши транзакции.
Российское законодательство и интересы проживающих за рубежом россиян. Ч. 1.